Почти все новые тенденции в моде - это часто возврат к старым тенденциям, хотя, какие-то детали часто изменены. Последние годы можно наблюдать, что в обществах, как в Европе, так и в России, стала возвращаться мода на бороды. Очень много молодых людей стало носить бороды в том или ином виде.
В собраниях Свидетелей Иеговы, несмотря на все их заявления о "свободе", существуют довольно жесткие правила "дресс-кода", этакий корпоративно-деловой стиль. Организация уже давно борется с длинными "неформальными" волосами, экстравагантными стрижками и прическами, экзотическим внешним видом, сексуальностью в одежде и поведении, а также ... с бородами. То есть стандартная внешность "правильного" Свидетеля Иеговы - это короткая, аккуратная стрижка, максимум - усы, но не должно быть длинных волос, бороды или оригинальной прически. Этакое "дитя корпоративного воспитания".
По поводу бород, надо сказать, что в среде российских (да и других) Свидетелей Иеговы ходят слухи, что бороды, якобы, нельзя потому, что нужно отличаться от "православных священников", чтобы люди не ассоциировали. Якобы, это основная причина отказа от бород.
Но все это вранье. Во-первых, большинство (если не все) евреи древних времен, особенно в Израиле, носили бороды. Руководители Свидетелей постоянно публикуют рисунки Иисуса, апостолов и других иудеев - именно с бородами. Во-вторых, бороду также носил один из первых основателей организации Чарльз Тейз Рассел. И многие его последователи тоже носили бороды, хотя и не так массово.
Но вот следующий президент Общества Сторожевой Башни, который перехватил после смерти Рассела власть, Джозеф Рутерфорд, бороду не носил. Через некоторое время, из-за того, что часть сторонников Рассела (довольно большая), не будучи согласна с политикой Рутерфорда, отошла и организовала свои "Ассоциации Исследователей Библии", Рутерфорд начал планомерно бороться с любыми проявлениями наследия и, еще существующего, авторитета "брата Рассела". Он стал отказываться, по тем или иным причинам, от учений или внешних признаков, которые упоминали о Расселе и его "демократичном" подходе. Рассел, конечно, был мошенником, но он был довольно "демократичным" мошенником, который не строил очень жесткую организацию с жесткими требованиями. У него был вообще другой подход и другая "целевая аудитория". Он ориентировался скорее на "средний буржуазный класс", как основную аудиторию. Если посмотреть на фотографии тех лет в изданиях Рассела, оценить сами его книги и то, как он проводил мероприятия, а потом сравнить это с подходом Рутерфорда, который сделал ставку на дешевые издания и малообразованный фермерско-рабочий класс, то можно увидеть огромную разницу. Издания Рассела были прилично оформлены, в них было множество фотографий, были гравюры, было множество авторов, были часто фото этих авторов и "старейшин", то есть книги были недешевые. У Рутерфорда все изменилось - книги печатались под именем "Судьи Рутерфорда", были крайне дешевыми, по сравнению с книгами Рассела, в них почти не было фото, иллюстраций или не было или было всего несколько на всю книгу, дешевая бумага. Зато были многомиллионные тиражи данной продукции.
Но фотографии все-таки использовались в некоторых газетах, бюллетенях, в целях пропаганды. Особенно много фотографий во времена Рутерфорда посвящено количествам людей на конгрессах, зданиям, производственным мощностям, самому Рутерфорду. В некоторых случаях появляются его ближние соратники. Позже было много иллюстраций, которые должны были показывать, как все активно "проповедуют" от мала до велика (очень много в конце 30-х) было фото детей-распространителей, некоторым всего было несколько лет. Я некоторые из этих фото публиковал в посте: "Использование детского труда в организации Свидетелей Иеговы: в прошлом и настоящем".
Но давайте все-таки вернемся к теме внешнего вида и, в частности, обсуждения бород.
Рутерфорд, когда стал отвергать "наследие Рассела" (кстати, которому он был очень многим и обязан в своей карьере), то стал отвергать не только "языческие учения о пирамиде", которые стали бесполезны, но и стал отказываться в своей антикатолической борьбе от креста, праздников и... от бород. Кроме того, Рутерфорд стал утверждать, что вовсе неправильно изучать библию с целью "развития характера" (христианских качеств), как это проповедовал Рассел и как считали многие современники Рассела, не считая христианство средством пропаганды. Рутерфорд же стал всех толкать на "эффективную деятельность" по распространению своих публикаций и речей. Люди всячески рекламировали "Судью Рутерфорда".
В книгах времен Рутерфорда видно, что в 30-е годы (Рутерфорд умер в самом начале 1942 года), что Иисуса и апостолов в ряде книг "побрили", изображали без бороды. Сам Рутерфорд тоже не носил бороды. Правда, частично, как мы увидим ниже, их стали "брить" еще во времена Рассела. Это очень хорошо видно в "Фотодраме Творения", которую Свидетели Иеговы слайдовым способом показывали еще в 1910-х годах (то есть, при Чарльзе Расселе).
Но при чем тут были "священники"? Ведь католические священники, с которыми боролся Рутерфорд, особенно в США, а также в Европе - не носят бороды.
Просто это была борьба не со священниками, это была борьба с остававшимся авторитетом "брата Рассела", завещание о пожизненном назначении нескольких членов Совета Директоров Рутерфорд беззастенчиво отправил в мусорку, когда выгнал нескольких из них из бруклинского "Вефиля". Остались только те, кто не перечил властному новому хозяину и всячески ему поддакивал. Через время появилось с десяток "Ассоциаций Исследователей Библии", из-за чего Рутерфорду пришлось потом менять название организации, придумывать новый религиозный "бренд" - "Свидетели Иеговы". Многие из сторонников и современников Рассела носили бороды. Судя по фотографиям того времени от 20 до 50% ведущих "братьев" времен Рассела носили бороды. По всей видимости, Рутерфорд решил искоренить любое напоминание о "временах и авторитете" Рассела, в том числе и через запрет на бороды. До сих пор Свидетели Иеговы говорят об исключении в отношении бород лишь для тех, кто, якобы, имеет "слишком чувствительную кожу", чтобы бриться. В отношении же произвольного ношения бороды или длинных волос - существует негласный запрет.
Надо теперь сказать по поводу отказа от креста. Я вот лично считаю, что не так важно, возможно, что говорит мифология о смерти Иисуса - на кресте или на столбе. На то она и мифология. Например, по мифологии, Иоанна Крестителя убили на Дне Рождения Ирода. А вот по другой версии - его убили совсем иначе. И убили его из-за его популярности, так же, как и Иисуса и других (см. Деян.5:35-37)
Ну а теперь по поводу креста. Давайте посмотрим цитату из Евангелия от Иоанна 20 главы:
"24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
Вам не кажется странным, что упоминаются "раны на руках" да ещё "от ГВОЗДЕЙ"?
Насколько я вижу, и слово "РАНЫ" и слово "ГВОЗДИ" - стоят во множественном, а не единственном числе.
Если бы Иисуса, как утверждают идеологи Свидетелей, прибивали бы к столбу, то, скорее всего, ГВОЗДЬ был бы всего один для рук. Так может быть все-таки Иисуса убили, по мифологии, на кресте? К тому же за почти половину времени существования организации ни у кого не возникало желания подвергать это сомнению, пока Рутерфорд не начал бороться с "наследием брата Рассела".
Ну давайте теперь посмотрим на некоторые иллюстрации из "Фотодрамы Творения". Если захотите посмотреть в лучшем качестве, то саму Фотодраму в PDF можно скачать или посмотреть по ссылке.
Это - Адам. Как видите, с бородой.
И тут тоже.
А вот Иисус - на кресте. Никаких "столбов". Все очень традиционно.
Вообще, надо сказать, в Фотодраме иллюстрации очень-очень разные. Явно, очень много заимствований, причем, работали, как я понимаю, разные художники. Иллюстрации многие откуда-то явно брались. Никакого единства изображений героев нет. Просто "винегрет".
Вот несколько иллюстраций с ближайшими учениками Иисуса. Как видите, некоторые из них без бороды. Явно, что это, якобы, некоторые апостолы.
Как видите, Иисус везде с бородой и даже длинными волосами.
Это - тоже Иисус, нарисован так, чтобы показать сходство с Адамом.
Опять тема креста.
И снова ученики Иисуса.
А этот слайд очень забавный. Надпись гласит: "Первый конгресс Ассоциации Международных Исследователей Библии". Что интересно, никакой единой "библии" во времена первых христиан и в помине не было. Да и единого "Руководящего Совета" - тем более. Были отдельные общины, в которых признавали авторитетными массу "священных книг", многие из которых потом были попросту изъяты и уничтожены в своей массе, другие же, которые не смогли полностью уничтожить, назвали "апокрифическими" (тайными) или "еретическими".
Тем не менее, известно несколько вариантов "апокалипсисов", около 30 вариантов "евангелий" и масса "посланий". Никакого полного единства в вероучении в первые века не было. А тем более - не было единого управления. Это даже из библии очень хорошо видно. Но вот слайд, который объявляет, что первые христиане "проводят конгесс" - это что-то...
На этом слайде надпись: "Современные верийцы" (имеются в виду жители города Верия, которые "исследователи библии" ассоциировали с собой). Многие из них с бородами, как видите.
А вот главные враги протестантов - Римско-католическая иерархия.
Дальше показывают казни христиан в Риме, видна опять тема римских крестов.
В отношении "пророка Даниила" в одной фотодраме, в разных частях: в одной Даниил бритый, как римлянин, без бороды, в другой - с бородой. Преобразился. Причем бритый он во рву со львами. Наверное побрился в тюрьме. А то бы ангелы его не узнали с бородой.
А вот сам Рассел в Фотодраме.
Теперь можно еще посмотреть из Подарочного издания о конгрессах со статьями Рассела и его соратников, с фото. Можно увидеть, что многие из них с бородами. Вот опять сам Рассел, далее идут другие "исследователи"-авторы. Книга - 1905 года.
Вот несколько вместе.
А теперь, как я уже показывал в посте: "Что скрывают Свидетели Иеговы?" можно еще раз посмотреть некоторые иллюстрации времен Рутерфорда. Например, из книги "Дети" 1941 года.
Вот это - Иисус (побритый) в книге для молодого поколения последователей Рутерфорда.
А вот это - бритый апостол Петр.
То есть понятно, что настоящая причина борьбы "за внешний вид" - это причины больше идеологические и установление определенного контроля, а также повышение "имиджа" организации, где все должны выглядеть "прилично", "по-деловому", улыбаться и показывать, как они "счастливы". Все это так по нраву другим корпоративным "деловым людям", политикам и прочим, кого руководители Свидетелей очень бы хотели использовать для продвижения своих интересов, создавая имидж "респектабельной" и "традиционной" религии.
ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ.
Блог_Вениамина_Яковлева_JW, Божественные_секреты_Свидетелей_Иеговы,
tv_JW_org_RU, Блог_Свидетели_Иеговы_в_России_и_за_рубежом.
Спасибо за статью. Но Рассел не мошенник.
ОтветитьУдалитьА где в СБ пепвый раз появляеться запрет на бороду и как аргументируеться?