(Обозначения лиц: И - интервьюер, В - Вениамин Яковлев)
И: Вениамин, что Вы можете сказать о Православии или о других религиях в России? Изменили ли Вы свой взгляд на религии после того, как перестали быть Свидетелем?
В: Отвечая на эти вопросы,
я хотел бы начать не с Православия.
И: С чего тогда?
В: Я в самом начале
рассказывал, как я покупал в других религиях в 90-е годы библии. Пастор у
пятидесятников, который продавал нам библии, как я говорил, строил себе дом,
прямо рядом с их «молельным домом». На мой вопрос, почему он внезапно поднял
для нас цены на библии, а я приехал к нему не в первый раз, он ответил, что «у
меня на стройке кирпичи дорожают». Как говорится – «ничего личного, просто
бизнес».
Адвентисты потом нам перестали
продавать библии. По поводу адвентистов, у меня был такой интересный случай. Я
был, по сути, неофитом с горящими глазами, только-только стал проповедовать как
Свидетель. Хотя, я проповедовал даже до того, как стал, что у Свидетелей
называется «некрещеным возвещателем». Один раз я ехал откуда-то в автобусе,
автобус был почти пустой, людей было мало. На задней площадке стоял какой-то
молодой мужчина, на вид было примерно лет 25. Я решил с ним заговорить и
предложить буклет или что-то еще из литературы. Начали разговаривать, буквально
сразу, он достал из своей сумки потрепанную библию, примерно таких размеров,
как обычно пользуются Свидетели. Он её
стал открывать, чтобы показать – она у него вся была
подчёркнута-переподчеркнута. Масса каких-то выделений маркером, подчеркнутые
слова, я потом ни у одного Свидетеля подобной библии не видел за все годы, хотя
многие тоже из нас делали пометки и выделения в библиях. И он, с каким-то
грустным видом меня спрашивает: «Вы знаете что такое адвентизм?» Я решил послушать и спрашиваю в ответ: «Что?»
Он ответил: «Это – болезнь!» Мне бы, конечно, задуматься после этого разговора,
но я тогда был уверен, что я-то «в истине», как говорят многие верующие, а вот
человек – запутался, «истины» не знает.
Но вообще у меня, встречи с
адвентистами были редки.
И: А с кем больше всего из верующих приходилось сталкиваться во время
деятельности?
В: Если говорить о верующих,
то, конечно же, с теми, кто считал себя православными. Представителей других
конфессий попадалось мало. Больше всего было атеистов, агностиков или тех, кто
как-то относил себя к православным.
И: И какие у Вас были впечатления от такого общения?
В: В 90-е большинство людей,
были религиозно-безграмотными. Но после советского периода и, когда рушился
СССР, люди испытывали пустоту. Они с интересом слушали, часто брали литературу.
Но в 90-е православные церкви продолжали деятельность. Но очень много
попадалось разочарованных православных, которые или как-то сталкивались с
православными священниками, или наблюдали за ними. Я думаю, что за все годы, я
услышал от людей множество негативных случаев о православии. Но с какими-то
агрессивными, организованными Православием против Свидетелей акций – я не
сталкивался. Иногда попадались какие-то православные священники, даже пытались
дискутировать, но каждый оставался при своем. Но это были дискуссии о понимании
библейских стихов. Причем, никакого перевода, кроме Синодального, мы в
проповедническом служении тогда не использовали. Позднее появился перевод Архимандрита
Макария, которые организация где-то раскопала в Публичной библиотеке и
выпустила. Но и там не обошлось без определенной компиляции, как потом
выяснилось.
И только позже, с годами,
выпустили библию с Новым Заветом в переводе организации. Теперь пытаются
продвигать некачественный Перевод Нового Мира организации.
И: А Вы сами как относитесь к Православию? Как относились, когда были
Свидетелем?
В: Я никогда не был
православным, и, думаю, что никогда не буду. Но я считаю, что в Православии,
так же, как у Свидетелей в религии очень разные люди, которые руководствуются
разными мотивами. Просто Православие разрешает быть православными и множеству,
как они называют, «захожан». Но православные активисты-фанатики, по-моему,
ничем сильно не отличаются от других верующих-фанатиков. В Православии также
есть свой «Руководящий Совет» - Синод. Разницы между этим со Свидетелями –
никакой, кроме принадлежности к стране и, соответственно, к властям своих
стран. Также есть иерархия, чинопочитание, соперничество внутри между собой,
также есть определенный контроль, множество искаженных толкований религиозного
порядка. Конечно, все это не всегда так, как у Свидетелей, но разница не очень
большая по своей сути.
Сейчас в России опять стараются
внедрить «православные ценности», сделать «православную идеологию».
Капиталистический мир боится коммунистических идеологий. Но суть-то и в
подходе. Я выступаю однозначно за светское государство. Мне вообще не понятно,
почему пытаются внедрять «православные курсы» в детских заведениях. При этом
Православие делает какие-то жуткие акции, пиарится, делает сумасшедшие
заявления и предложения. Недавно даже православный Патриарх вынужден был
публично осадить этих фанатиков-заявителей. Пусть дети вырастают, просвещаются,
но лишь во взрослом возрасте выбирают религию. А то, после какого-то
навязывания с «законом Божиим» они потом все будут в культах.
Когда я был Свидетелем, я знал
некоторых Свидетелей, которые до того, как стать Свидетелями, были ревностными
православными. Но таких было очень немного. Большинство людей, которые
становились Свидетелями, Православие не устраивало. Так что, когда кто-то
перестает быть Свидетелем, очень редко он становится православным. Насколько я
знаю, большинство бывших Свидетелей – или агностики, или атеисты по убеждениям.
Во всяком случае, в России. Надо посмотреть во «Всемирном опросе» у Ллойда
Эванса, у него тоже, по-моему, есть эти вопросы к бывшим Свидетелям.
Вообще, по-моему, мир таков, что
когда какая-то религия чрезвычайно усиливается, то усиливается и её антипод.
Какую форму это примет – протестантизма, как пример противодействия
Католичеству, атеизма, как в случае с Россией, Свидетелей Иеговы – как собирателей
активных протестантов под свои знамена – это уже вопрос другой. Но сам факт –
нельзя навязывать какую-то религию или делать какую-то религию чрезвычайно
сильной и имеющей монополию. Ни к чему хорошему это не приводит в результате.
И: Как Вы считаете, Свидетели считают православных – врагами?
В: Мне кажется, что
некоторые Свидетели так считают. Вообще, Свидетели живут в какой-то атмосфере
религиозных войн, в информационном плане. Там, где одни фанатики, воюют с
другими фанатиками. Но я могу сказать, что православные фанатики, с которыми я
сталкивался в сети, да и фанатики из политических и религиозных сект – ничуть не
лучше. Обычно они между собой и воюют. А я, получается, воюю с фанатизмом,
который явно отбирает у людей свободу мыслить, чувствовать и быть самими собой.
Я не являюсь «воинствующим
атеистом», потому что религиозность – это часть сознания, часть, в том числе, и
«коллективного сознания», образного сознания человечества. Я не хочу отбирать у
людей эту сторону сознания, да это и невозможно. Поэтому я не воюю с верой
вообще. Я лишь воюю с перекосами и опасностями. В случае Свидетелей – опасности
очень коварны, скрытны, а приемы манипуляций очень хорошо закамуфлированы. В
этом их главная опасность. Но если в случае с православным фанатизмом все более
или менее понятно, да и критики Православия много в сети, то со Свидетелями все
намного сложнее. Православные даже за четверть века не нашли способов, чтобы
эффективно бороться, прежде всего информационно, против таких организаций и идеологий.
Вместо того, чтобы изучить слабые места данной религии и попытаться выработать
эффективные приемы, Православие пытается действовать по принципу «любая критика
будет эффективной» или по-русски «против лома нет приема», только они забыли,
что есть и вторая часть в этой поговорке «против лома нет приема, если нет
другого лома». А вот если этот «другой лом», да побольше, имеется, то тут,
вопрос еще – кто будет действовать эффективно?
И: Почему тогда православные не сотрудничают с бывшими Свидетелями?
В: Почему не сотрудничают?
Они пытаются использовать бывших Свидетелей. В чем-то это помогает. Но надо
понимать, что для большинства Свидетелей, православный бывший Свидетель – не авторитет,
и даже не полноценный критик. Мне вот тоже не понятно, как хорошо зная библию,
можно верить в православную идеологию, в религиозном плане. Скорее можно стать
агностиком, атеистом, но вряд ли продолжать верить в какие-то перетолковывания
библейских мифов. Видимо, тут главное – желание во что-то верить, а разум –
вторичен. Бывшие Свидетели в православии – скорее реализуют опять же, только
свои потребности, возможно в социуме, или в признании, но никак не потребность
в поисках правды или истины о религии и библии.
И: А что Вы думаете о других религиях?
В: Есть такое понятие, как «авраамические
религии». В них включают – иудаизм, христианство и ислам. Все они,
идеологически, восходят к Торе и считают иудеев и арабов потомками Авраама. Тот
же Коран содержит массу заимствований и персонажей из Ветхого и Нового завета.
Поэтому, часто нужно сравнивать религии, чтобы иметь о них более правильное
представление.
Но все эти «авраамические»
религии, исповедующие монотеизм (одного Бога), исповедуют и нетерпимость к
другим идеологиям, религиям, богам. Они отвергают, так называемый «политеизм»,
многобожие. Но мир никогда не будет информационно и религиозно однополярным.
История это доказала. Некоторые религии, формально исповедующие монотеизм, в
процессе истории, вполне естественно превратились в частично «политеистические».
Даже во многих направлениях христианства Бог уже не монолитен, он состоит из «трех
богов», а кроме этого существуют множество «святых», «архангелов» и так далее.
К тому же этим религиям приходится мириться с другими религиями. Ну
представьте, если все религии будут исповедовать крайне радикальные взгляды,
которые изложены в Ветхом Завете или в Коране? Что будет? Сплошная война на
религиозной почве. Как у Джоната Свифта в «Приключениях Гулливера»: «остроконечники»
против «тупоконечников». У них были разногласия с какой стороны надо разбивать
яйца – с более острого конца или с тупого. И они из-за этого воевали. Именно
этого и добиваются те, кто пытается продвигать радикальные религиозные учения. «В
начале было Слово». А что потом? А потом – последствия информационного
воздействия, переходящие в действия.
И: Как Вы считаете, Вы всегда объективны в своих блогах по отношению к
Свидетелям или кому-то еще?
В: Нет, конечно. Я не могу быть полностью объективен, потому что я
человек. А человеку, как известно, свойственно заблуждаться. У меня нет никакой
«истины», в которую я верю безоговорочно и которую пытаюсь проповедовать в
блогах. Много раз было так, что, отрабатывая какую-то свою гипотезу,
предположение, проверяя её, мне приходилось признавать, что я – заблуждался полностью
или частично. Так было и при изучении библии, после выхода из организации
Свидетелей. Так было неоднократно при исследованиях истории организации
Свидетелей Иеговы.
Кроме того, меня часто раздражает
фанатизм различных людей, поэтому я иногда могу писать резче, чем требует
спокойное исследование и изложение.
Но мне кажется, что в целом,
пусть очень неидеально, но мне удается сохранять формат своих статей-постов, в
повествовательно-рассудительном ключе, не скатываться в одни эмоции или
издевательства. Хотя, юмор тоже хороший способ, чтобы показать глупость некоторых
взглядов. Я этим тоже иногда стараюсь пользоваться.
Но, ничего идеального в этом мире
не бывает. Блоги – это некий авторский взгляд, отражение видения конкретного
человека. Иногда мне хочется переписать некоторые свои старые посты, но я пока
этого не делаю, да и не факт, что буду делать. Разве что, если пойму, что в
чем-то был очень сильно неправ или сделал ложный вывод. Но, поскольку я
стараюсь тщательно анализировать информацию, проверять источники, то вряд ли
этих ошибок можно найти много.
Но надо признать, что при
исследовании истории организации Свидетелей Иеговы и изучение их лидеров
прошлого и настоящего, мое мнение о руководящей структуре сильно ухудшилось.
Если раньше я мог думать, что кто-то в чем-то «заблуждался» и «ошибался», то в
ряде важных случаев, я убедился, что был явный обман и мошеннический подход. В
ряде случаев на правду просто наплевали, растерли и пытались заткнуть рот тем,
кто её говорил. И это происходило не только с «рядовыми» Свидетелями. Просто в
Рунете очень мало информации на русском языке о подробностях многих событий.
Поэтому, заинтересованным Свидетелям, я посоветовал бы больше изучать англо-,
германо-, франко-, испано- и прочие иноязычные сайты и блоги бывших Свидетелей.
Там масса интересной информации, которую я физически всю не смогу опубликовать.
И её количество постоянно растет. Мне же приходится выбирать, что публиковать,
в каком виде предложить это русскоязычным читателям.
И: А подача материалов в иноязычном интернете и в русскоязычном
отличается?
В: Конечно, это зависит, прежде всего от автора сайта или статьи на
ней. Но в целом, да, отличается. Там материалы подаются более, я бы сказал, «корректно»,
часто просто информативно. Я же подаю материалы часто в различных формах,
иногда обостряю, потому что понимаю: в ряде случаев на русскоязычных читателей
слишком корректная форма подачи материала не подействует. Приходится «рубить
правду-матку» без реверансов. Что называется «в лоб». Меня можно за это
критиковать, но это часто делается вполне сознательно. Ведь когда руководители
Свидетелей всячески шельмуют и ругают «отступников», они особо не выбирают
выражения. Мы у них и «душевнобольные» и «лжецы», «агенты сатаны» и «коварные».
Да с кем они нас только не сравнивают. Корей, предатель Иуда, «мятежники перед
Богом», сатана – это только некоторые параллели. Так почему бы мне не показать,
что сами руководители держат своих подчиненных за дебилов или рабов?
И: А чего Вы хотите добиться своими блогами?
В: Прежде всего информированности общества и самих Свидетелей
Иеговы. Информация должна быть доступна, а верить ей или нет, какие выводы
сделать, принять ли мои выводы или отвергнуть – пусть каждый решает сам. Но я
считаю, что люди имеют право на информацию. Прежде всего, я, конечно, пишу для
владеющих русским языком как родным.
Второе, информационно моим
противником является хитрое руководство данной организации и лицемерные
чиновники. Имея доступ к информации сами, они ограничивают к ней доступ другим.
Очень часто они понимают, причем, на разных уровнях, что именно происходит, но
у очень немногих срабатывает совесть, чтобы перестать участвовать в обмане,
затыкании ртов, репрессиях против инакомыслящих и против свободномыслящих людей
в организации.
Когда руководители пишут, что активные
«отступники» борются против «Благоразумного Раба» - они пишут вполне правду.
Только придают этому негативный смысл. Они прекрасно понимают, что не все люди
будут вести себя как жертвы, «терпилы» и глотать обиду или обман. Они прекрасно
понимают, насколько черевато для них, когда такие люди начинают говорить и
писать правду. Но абсолютно лживо заявление, что все противодействие
организовано какими-то религиозными соперниками-конкурентами.
Например, на сайте того же Ллойда
Эванса висят десятки ссылок на блоги и сайты других бывших Свидетелей и
антикультистов. Среди них есть те, кто принадлежит к каким-то верующим людям, а
есть список тех, кто критикует организацию с позиций атеизма.
То есть многие бывшие, критикуют
организацию именно с позиций светского гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Если пишут о проблеме жестокого обращения с детьми и замалчивание этого в
организации – при чем тут библейские толкования?
Или, если пишут о том, какие
последствия имеют учения о непереливании крови или о бойкотах, когда человек
меняет взгляды, разрушении его социальных связей – какой «любовью к врагам»,
которую, якобы, проповедовал Христос – это все можно оправдать? Как это все
совмещается с общечеловеческими ценностями и понятиями?
И: Какие книги и источники информации о Свидетелях Иеговы на русском
языке Вы считаете наиболее полезными для общества и Свидетелей? Не считая,
своих блогов, конечно же.
В: Я скажу о критических
источниках и о некоторых других. Если говорить о критических, то, с моей точки
зрения очень неплоха книга «Некуда идти». Это коллективный труд, в котором
участвовало более 20 человек, один известный протестантский апологет, в книге
неплохо и довольно подробно описана история организации и критика учений,
рассказывается о многом, что называется, изнутри.
Во всяком случае, я удивлен, что
книгу не хотят включать в статью в Википедии «Свидетели Иеговы», как
достоверный источник информации. Хотя там находится много менее достоверных и
устаревших источников. Кроме книги есть еще сайт, с таким же названием «Некуда
идти», на нем много статей, есть документы, есть переводные статьи с
английского. Подборка сайта своеобразна, но в ряде случаев очень помогает
дополнить картину об организации, особенно, в совокупности с другими
источниками.
Довольно интересным источником я
считаю обе книги Реймонда Френца, бывшего члена Руководящего Совета Свидетелей
Иеговы в 1970-х годах. К тому же он работал в Писательском отделе, в самом
идеологическом «сердце» организации. Книги много раз переиздавались, до своей
смерти в 2010 году Реймонд следил за тем, что происходило вокруг организации,
есть много роликов на Ютубе на разных языках, где он отвечал на вопросы, но на
русском, к сожалению, я не видел. Хотя я знаю, что он в Россию тоже приезжал.
Но к книгам при переизданиях он писал некоторые «апдейты», дополнения. Поэтому
ищите книги более поздних переизданий в сети. Они есть в свободном доступе,
бесплатно на русском. Книги называются «Кризис совести» и «В поисках
христианской свободы».
Ещё очень важным источником,
который перевели на русский, я считаю «Открытия Барбары Андерсон», бывшей
сотрудницы Писательского отдела в Бруклине, теперь тоже бывшей Свидетельницы
Иеговы. Именно в этой, сравнительно небольшой брошюре, она описала, как
развивались события вокруг замалчивания покрывательства педофилии и рассказала
другие интересные подробности. Она работала намного позже в Бруклине, чем
Реймонд Френц, потому её «Открытия» - после книг Реймонда Френца, на русском
языке – второй источник по важности инсайда с самого верха организации. У
Барбары есть свой сайт, где она выкладывает старые документы на английском
языке. Отдельно ведется сайт, о котором она упоминает и «Открытиях» -
касающийся рассказов жертв педофилии.
Если говорить о книгах, то довольно
неплохи переводные книги Девида Рида, тоже бывшего Свидетеля Иеговы. В
частности, книги «Как спасти вашего близкого из Сторожевой Башни». Книга хотя и
с некоторой устаревшей информацией, но все равно, довольно ценная на озвученную
тему.
Есть еще другие книги бывших
Свидетелей и их критиков разных времен. Но я назвал наиболее ценные и наиболее
правдивые на русском языке. Хотелось бы на русском увидеть перевод Джеймса
Пентона, например, книги «Отложенный Апокалипсис», посвященной истории
организации. Но, боюсь, пока её переведут (если переведут), в блогах будет
большая часть добытой аналогичной информации. Но почитать было бы очень интересно.
Пентон, по сути, человек, давно занимающийся историей данной организации.
Если говорить про Рунет. Про сайт «Некуда идти» я уже сказал. Еще есть несколько блогов, кроме моих. Это блог русскоязычного украинца Павла Талызина – JW-ORG.INFO
Если говорить про Рунет. Про сайт «Некуда идти» я уже сказал. Еще есть несколько блогов, кроме моих. Это блог русскоязычного украинца Павла Талызина – JW-ORG.INFO
Павел тоже долго был в
организации, прекрасно понимает то, о чем пишет, какие-то материалы он приносит
из англоязычной блогосферы.
Ну и пара-тройка форумов бывших
Свидетелей Иеговы.
Есть ещё некоторые блоги бывших
Свидетелей, но они обычно или заброшены, или не очень продвинуты в поисковиках.
Есть апологетические сайты, информационные сайты, где есть различные переводные
и непереводные статьи, в том числе от бывших Свидетелей. Некоторые статьи
оттуда я использовал в своих блогах как источники дополнительной информации. В
принципе, те, кто следит в интернете за информационным полем о Свидетелях, они
все это знают.
И: Посоветуйте, как Свидетелям узнавать информацию о Свидетелях Иеговы
из иностранной блогосферы или с иностранных сайтов.
В: Очень просто. Если Вы вполне владеете
иностранным языком – тут и советы не нужны, нужно только желание и доступ в
интернет. Набираете в поисковике запрос, ищете, читаете. Гуляете по ссылкам.
Читаете. Думаете.
Если же иностранным языком не
владеете – пользуйтесь Гугл или Яндекс-переводчиками. Самый простой способ, я
как-то подробно публиковал инструкцию наглядно в одном из постов. В переводчике
выставляете нужный язык исходного материала и язык на который нужен перевод.
Потом берете ссылку страницы из адресной строки браузера. Просто копируете её в
поле для текста Гугл или Яндекс-переводчика, а там где должен быть перевод
(справа) эту же ссылку нажимаете. Страница переводится целиком. Аналогично,
если будете переходить оттуда на другие страницы. Есть и другие варианты, но
этот – очень простой и доступный всем. Единственное, что не будет переводиться –
отсканированные картинки с текстом и цитатами. Как с ними работать при желании –
я тоже писал в одном из постов.
Перевод автоматических
переводчиков, конечно, корявый, но вполне понятен процентов на 80 по смыслу.
Если вы не владеете иностранным языком хорошо, а почитать хочется – это ваш
вариант.
И: Чем ценна и интересна информация из иноязычной блогосферы?
В: Во-первых, своим
разнообразием. Там рассматривается организация и её действия, учения, реакции с
самых различных позиций. Во-вторых, люди, которые критикуют организацию в
блогах и на сайтах, обычно довольно образованны и имеют огромный опыт как в
организации Свидетелей, так и общения с бывшими Свидетелями. Они встречаются
друг с другом, работают часто в команде, быстро обмениваются информацией,
объединяют усилия, при этом оставаясь разными. Есть, конечно, и одиночки.
Во-вторых, информация там бывает
очень свежая, даже бывают инсайды, то есть публикуются утечки. Ребята общаются
с теми, кто может дать информацию из-за закрытых дверей, даже когда она еще не
попала в собрания или же не была озвучена даже в каком-то кругу, для которого
предназначалась.
В-третьих, ребята имеют доступ к
старым публикациям и многочисленным источникам и новостям, на своем родном или
хорошо им понятном языке. Они могут качественно работать с такой информацией,
чтобы отбирать, на что стоит обратить внимание.
В-четвертых, они подходят к
работе с новыми идеями. Встречаются очень оригинальные решения. Например, «Всемирный
опрос» на сайте Ллойда Эванса. Или, к примеру, бывшие Свидетели и другие люди скинулись на огромный баннер, чтобы повесить его с США над дорогой, которая вела на конгресс
Свидетелей Иеговы. Они арендовали место на целый месяц, как на период
подготовке к конгрессу, так и на время его проведения. Скинулось больше 120
человек, набрали нужную сумму более 3300 долларов США. Баннер был на английском
и на испанском – основных языках в США и говорил о проблеме замалчивания
педофилии руководством организации.
То есть, вот они – вполне ощутимые,
оригинальные решения, как в сети, так и в реале.
И: Вениамин, а Вы будете публиковать ссылки на иноязычные сайты?
В: Да, иногда я публикую по ходу постов такие ссылки, но у меня
есть в ближайших планах опубликовать отдельно ссылки на некоторые сайты и блоги
на различных языках, а также нужно сделать библиотеку с наиболее полезными
источниками. Во всяком случае – я постараюсь это сделать в скором будущем.
Продолжение интервью Часть 5.
ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ.
Блог_Вениамина_Яковлева_JW, Божественные_секреты_Свидетелей_Иеговы,
tv_JW_org_RU, Блог_Свидетели_Иеговы_в_России_и_за_рубежом.
ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ.
Блог_Вениамина_Яковлева_JW, Божественные_секреты_Свидетелей_Иеговы,
tv_JW_org_RU, Блог_Свидетели_Иеговы_в_России_и_за_рубежом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий